Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Клезмер: традиция и «хип-хопизация»

Ольга СКОРБЯЩЕНСКАЯ

Когда мне было три года, прабабушка научила меня петь «Дос из ди геселе, дос из ди штиб, дос из ди мэйделе, ди их ферлиб» («Вот эта улица, вот этот дом») и сказала: это на английском. Номер пользовался неизменным успехом на семейных вечеринках. «На инглиш», — многозначительно перемигивались гости. Первый раз слово «клезмер» я произнесла наугад — в статье про Марту Аргерих, пытаясь охарактеризовать сложное чувство, что возникает при слушании финала Трио Шостаковича (Аргерих, Гидон Кремер, Мстислав Ростропович), я написала: «Они играют с отчаянным весельем клезмеров». Кто такие клезмеры, как и почему они играют «с отчаянным весельем», я в тот момент не знала — ощущала.

Песни на идиш и еврейская музыка вызывают естественную, я бы сказала, физиологическую реакцию. От восьми миллионов, которые говорили и пели на идиш перед войной, осталось едва ли несколько десятков тысяч, — но вот уже лет тридцать в мире и десять в Петербурге на идиш не только поют и играют, но и танцуют, смотрят кино, читают, слушают лекции, проводят научные семинары и мастер-классы; все это подразумевает богатый спектр эмоций: бесшабашное веселье молодежной тусовки, единение джазовых сейшенов, фолк-волна, объединяющая в самом молодом из всех фольклоров — еврейском — румынско-цыганско-хорватско-украинско-польские этнотрадиции. Многообразие имеет свои эпицентры — Еврейский общинный центр (директор Александр Френкель) и Институт иудаики (директор Валерий Дымшиц). Кульминация — «Клезфест», фестиваль клезмерской музыки в Петербурге, который в этом году пройдет в десятый раз.

У фестиваля свои герои. Майкл Альперт — гениальный музыкант из Нью-Йорка, фольклорист, специалист по всем восточноевропейским языкам и всем музыкальным инструментам. Не знаю, что лучше — слушать в его исполнении еврейские баллады или танцевать с ним еврейские танцы. Строгое разделение по половому признаку, принятое в хасидских танцах, когда «мальчики с мальчиками, девочки с девочками», он игнорирует (так и я как-то попала с ним в одну пару в свадебном хороводном «патч»-танце).

Рядом с грустным орлиным профилем Майкла — черный бархатный берет, как у оперного Мефистофеля, берлинского кларнетиста и певца Кристиана Давида, чей хлесткий саркастический стиль напоминает о политическом кабаре Курта Вайля. Вместе с ними — вокалист и аккордеонист Лорин Скламберг из Нью-Йорка и по-нашему, по-харьковски, мощный Стас Райко (даром что сейчас живет в Гамбурге), композитор и певец Ефим Черный из Кишинева и Псой Короленко. Новое имя — Джош Долгин под псевдонимом SoCalled из Монреаля, прославившийся тем, что соединил еврейский фольклор с рэпом и выпустил альбом Hip-Hop Khasene («Еврейская свадьба в стиле хип-хоп»). Ожидается решительная «хип-хопификация» клезмерской музыки в Red Club. После чего по Неве отправится клезмерский пароход.

Что же такое «клезмерский»? Буквально — от «клее змирес», сосуд песнопений: так поэтично на идише называют инструментальную музыку еврейской свадьбы.


Опубликовано в журнале «Афиша» № 11(79) / 2006