Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Аркадий Соснов, АЕН

Что нужно для обучения настоящему еврейскому танцу? Добротный деревянный пол, берущая за душу мелодия и опытный наставник, владеющий магией движений под музыку. Такой, как скрипач, аккордеонист, вокалист, этномузыковед Майкл Альперт, лидер знаменитой клезмерской группы из Нью-Йорка “Brave Оld World”. Какая сила заставила его перелететь через океан, чтобы оказаться здесь, в уютном зальчике бывшего дома пионеров на окраине Петербурга? Сила эта называется любовью к клезмерской музыке, она подкреплена необходимым истинному педагогу желанием научить молодежь тому, что умеешь сам. Надо было видеть, как в течение двух часов, без перерыва Майкл тянул за собой цепочку молодых танцоров из разных городов России и зарубежья, как сбросил пиджак, как утирал лоб и шею большим белым платком, успевая размахивать им в такт музыке.

Не менее живописное зрелище являл собой сборный клезмерский ансамбль – приехавшие на фестиваль клезмерской музыки «КлезФест в Петербурге» музыканты из Риги, Владивостока, Гамбурга, Москвы, Кишинева, Берлина… Они тоже завелись и не могли остановиться, словно вступив с танцорами в соревнование на выносливость.

Мастер-класс Майкла Альперта стал одним из самых ярких событий «КлезФеста», а ведь были еще запоминающиеся уроки другого американского фольклориста, солиста группы "Klezmatics" Лорина Скламберга, знатока песен на идише Аркадия Гендлера из Запорожья, кларнетиста из Берлина Кристиана Дэвида (по определению музыкального руководителя фестиваля Евгения Хаздана, «этот немец играет на «еврейском» кларнете лучше евреев, иначе бы он у нас не преподавал»).

Хаздан – профессиональный композитор, член Союза композиторов России, закончил консерваторию по классу Бориса Тищенко и аспирантуру под руководством Юрия Фалика. Увлечением клезмерской музыкой он обязан старым кассетам, которые привез из Америки этномузыколог, профессор Изалий Земцовский. Затем Евгению предложили создать в школе «Адаин Ло» детский клезмерский ансамбль. Сейчас в нем воспитывается уже третий набор юных музыкантов. Хаздан и руководитель еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель и стали инициаторами «Клезфеста», который проводится в уже в восьмой раз. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы возродить в городе на Неве идишскую культуру, которая к концу 1980-х практически перестала существовать: хотя бы потому, что почти никто уже не разговаривал на идише. Не сразу, но стало получаться: за последние два-три года интерес к идишу возрос, и пришел этот интерес через музыку, а обретая язык, люди обращаются к своим корням. «Они мне напомнили, что я — еврей, — так сказал один из зрителей заключительного концерта фестиваля во дворце Белосельских-Белозерских на Невском. — А ведь я уже почти забыл об этом».

Возрождение музыки еврейских свадебных музыкантов — клезмеров началось в США, где для этого было больше возможностей. Но, в отличие от американского «Клезкемпа», чей руководитель Хенри Сапозник собирает на неделю асов клезмерской музыки и новичков и погружает их в идишскую культуру, «КлезФест» проводится для профессионалов. Энтузиасты из Петербурга придумали концепцию семинара-фестиваля, на который приезжают люди (в последние годы, в связи с ростом популярности «КлезФеста», отбор участников все более строгий), уже владеющие голосом или инструментом, студенты и выпускники музыкальных училищ и вузов, но мало знакомые с клезмерским репертуаром, пластикой народного танца, языком идиш. Под руководством нескольких наставников они имеют возможность совершенствоваться, учиться клезмерскому стилю.

Проект ежегодного фестиваля еврейской народной музыки в России поддержал американский фонд развития еврейских общин и его руководитель Мартин Хорвитц. Логично культивировать клезмерскую музыку в том регионе, где она зарождалась. Поскольку это музыка устной традиции, то и передаваться она должна от человека человеку, а не только и не столько по нотам. В результате за 8 лет проведения «КлезФестов» на территории бывшего СССР сложилась своеобразная музыкальная община, эти ребята и девушки знают друг друга, поддерживают творческие и человеческие контакты, вовлекают в орбиту фестиваля новые таланты. Проводятся локальные фестивали в Минске, Харькове, Кишиневе, клезмерские группы ежегодно дают десятки концертов, выезжают за рубеж. Выпускники «КлезФеста» становились лауреатами конкурса еврейской народной музыки имени Михоэлса, один из них — Стас Райко регулярно приезжает в Петербург уже как преподаватель программы — Хаздан говорит, что это «образцово-показательный случай».

Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга — главный организатор «Клезфестов» — не ограничивается проведением фестиваля. Формируются программы для детей, выпускаются ноты, проводятся научные конференции, создается новая клезмерская музыка. Так возник ансамбль «Авокадо style» (руководитель Рита Турецкая), в репертуар которого входят песни на идише, иврите, русском, ладино (язык испанских евреев), йеменских, марокканских евреев, в аранжировках сочетаются восточные и европейские инструментов. Музыканты подчеркивают многообразие и полифоничность еврейской музыки, которая в брала лучшее из культур разных стран и народов.

Музыка помогает налаживать отношения разных общин и внутри общин. Разве не показательно, что, при отсутствии в России еврейских филармоний, еврейские общины охотно поддерживают музыкантов?! Как, например, в далеком Владивостоке, откуда на нынешний «КлезФест» прибыли солисты ансамбля «Ноар Клезмерик», которому вскоре исполнится четыре года: Ольга Бенуж (скрипка), Надя Савицкая (вокал) и Марк Марьясов (кларнет). Марк, руководитель ансамбля, приехал учиться в Дальневосточную Академию искусств из Хабаровска.

«Ансамбль на тот момент уже был, но в нем не было духовика, так что меня с руками оторвали. Теперь для меня клезмерская музыка — это часть жизни». Ансамбль — единственный клезмерский коллектив на Дальнем Востоке, он часто выезжает на гастроли, выступает в клубах города и очень популярен не только среди еврейской молодежи, что еще раз подтверждает: у подлинной музыки нет национальных границ. Владивосток, конечно, далеко, но, как сказал АЕН Марк, «десять часов перелета – и мы на «КлезФесте». Путешествие оплатили еврейская община города и российское отделение «Джойнт».

Стремясь закрепить за Петербургом звания «клезмерской столицы», инициаторы фестиваля попытались разыскать малоизвестную ностальгическую песню начала 1920-х годов «Майн Петроград» на идише. Нашли упоминание о ней даже в каталоге Библиотеки Конгресса США, однако нот в библиотеке не оказалось. Нашли и старую запись 30-х годов, но качество ее оставляло желать много лучшего. И тут 82-летний Аркадий Гендлер из Запорожья воскликнул: «Так я помню эту песню!». Восстановил утраченные места, отрепетировал, и вчера на заключительном концерте фестиваля исполнил в сопровождении клезмерской капеллы.

Впереди у лауреатов «Клезфеста» гастроли в Белоруссии.


Опубликовано на сайте Агенства еврейских новостей (АЕН)