Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Клезмеры обосновались в Петербурге

Записала Наталия ЗУБКОВА

Завершился очередной традиционный «Клезфест в Петербурге» — восьмой по счету фестиваль клезмерской музыки.

Они играли на свадьбах, бар-мицвах, балах, на праздничных гуляньях и ярмарках. Играли еще в 14–15 веках — в еврейских общинах Германии и соседних стран. И позже: в 16 веке — в Польше, в 17 веке — в Праге. Скрипка, кларнет, цимбалы, контрабас, труба, флейта да еще что-нибудь для отбивания ритма — барабан с тарелками. Они играли, преодолевая неприязнь иноверцев, и дальше, постепенно перемещаясь с европейского Запада на Восток, к Украине, Польше, Литве, Галиции, Бессарабии. Победное это шествие еврейских напевов продолжалось аж до начала ХХ века, избавляясь по мере этого движения от барочных оборотов и насыщаясь национальной мелодикой тех народов, с которыми их сводила судьба — немцев, украинцев, поляков, румын. Так рождалось самобытное, своеобразное искусство со своими жанрами, формами, стиль и манеры музицирования. Экспрессия, неожиданные смены темпа, внезапные сольные импровизации — эта музыка, подобно языку идиш, была своеобразным музыкальным диалектом, понятным и близким слушателям. Многие поколения наших предков выросли на этой музыке, впитали ее в себя — точно так же, как язык, на котором они говорили. Потом все оборвалось, ушло, стало забываться: погромы, войны, революции. Клезмерство становилось ветвью фольклора.

Рассказывает Александр ФРЕНКЕЛЬ — директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга, директор фестиваля «Клезфест в Петербурге»:

— Прошедший недавно «Клезфест в Петербурге» по всеобщему признанию — самый удачный за все последние годы. Во-первых, благодаря поистине звездной команде преподавателей. Из Нью-Йорка к нам приехал Майкл Альперт, известный клезмерский вокалист и полиинструменталист, фольклорист, ученый, лучший в мире специалист по еврейскому народному танцу, участник многих ансамблей. Его самый знаменитый клезмерский коллектив носит название Brave Old World (Старый добрый мир). Приехал замечательный кларнетист из Берлина Кристиан Дэвид — не еврей, а немец, одна из крупнейших величин в мировой клезмерской музыке. Дэвид играет в разных ансамблях, но у него есть и своя группа — «Хупэ», что в переводе означает то же самое, но привычнее произносится — «хупа». Из Нью-Йорка приехал Лорин Скламберг, вокалист и аккордеонист, лидер другой знаменитой группы — «Клезматикс». И наконец — Стас Райко, скрипач, бывший харьковчанин, ныне житель Гамбурга, основатель группы «Харьков-клезмер-бэнд», лучшей на бывшем постсоветском пространстве.

Во-вторых, весьма характерен возрастной диапазон участников: самым юным музыкантам, Льву Зильберману из Челябинска и Матвею Гордону из Питера, по 18, оба вокалисты, поют на идише. А самому маститому, Аркадию Гендлеру из Запорожья — 82. Он народный идишский певец, автор песен — постоянный участник питерских клезфестов.

На этом фестивале случилось, можно сказать, открытие. А дело было так. Я давно мечтал вернуть к жизни старую идишскую песню «Майн Петроград». Песня эта не была опубликована, найти исходную рукопись мне не удалось, хотя я честно искал ее по всему миру и в свое время даже наткнулся на одну запись. Правда, расшифровать толком ее не удалось — что-то неразборчиво, что-то больно коряво, да и исполнитель, видно, пел по памяти и чего-то напутал. И тут является Гендлер, в 6 утра я его встречаю на Московском вокзале, по дороге жалуюсь ему, что вот, дескать, песню эту никак не могу найти. Оказалось, что Гендлер пел ее в 1930-е годы в домашнем кругу. Вся семья его погибла в гетто в Бесарабии, он единственный уцелел. И он вспомнил почти всю песню, а что запамятовал, то досочинил. За время семинарской части фестиваля музыканты песню аранжировали, а на заключительном концерте Гендлер исполнил этот городской романс 20-х годов «Майн Петроград», и он был принят на ура. По окончании клезфеста был традиционный тур, в этом году музыканты дали концерты в Белоруссии — в Минске, Могилеве. И везде эту песню пел Фима Черный, она, как говорится, пошла в народ, и, вполне вероятно, станет своего рода гимном «Клезфеста в Петербурге».

Клезмерская музыка — это в широком смысле вся музыкальная традиция еврейского местечка.

Волна эмиграции конца 19 — начала 20 веков унесла за океан и клезмерскую музыку. Но с упадком идишской культуры она и там стала помаленьку забываться. Только в середине прошлого, двадцатого, столетия неожиданно проснулся новый интерес. Майкл Альперт был у истоков этого возрождения.

Попутно под понятие «клезмерской музыки» стало подверстываться все: и инструментальная традиция — собственно клезмеры, и песни на идише, и нигуны — хасидские напевы без слов. Чем дальше, тем больше эта музыка приобретает популярность, на Западе выходят компакт-диски, в самых престижных залах проходят концерты. Но, пожалуй, одним из убедительнейших признаков возрождения стала растущая популярность клезмерской музыки среди неевреев — как слушателей, так и исполнителей. В Австрии, например, есть сейчас известная группа «Гоим» — в самом названии подчеркивается именно эта особенность: ее участники — неевреи. У нашего педагога Криса Дэвида тоже была когда-то группа, которая называлась «Клезгоим». Кстати, Дэвид прочел на клезфесте лекцию «Поиск национальной идентичности в клезмерлэнде» с подзаголовком: «Где ты взял такие ботинки?».

Дело в том, что Дэвид выходит на сцену в весьма экзотических башмаках с загнутыми носками, не обратить на них внимание невозможно. Свою лекцию Дэвид начинает с объяснения, почему он выступает в таких башмаках. Оказывается, раньше, когда он выходил на сцену, его обязательно спрашивали: почему ты, немец, играешь клезмерскую музыку? Ему это надоело, и он добыл где—”то такие прикольные штиблеты — и все тут же перестали доставать его с его нееврейским происхождением и стали спрашивать: «Где ты добыл такие клевые ботинки?». После этой байки пошел уже вполне серьезный разговор.

В известном смысле начало возрождения клезмерства в бывшем СССР положил наш «Клезфест в Петербурге». В числе его инициаторов и основателей были многие мои друзья, а также блистательный музыкант из Казани, ныне покойный Леонид Сонц. Девизом, задачей этого начинания было и остается возвращение клезмерского искусства по месту его рождения: в Восточную Европу, в страны бывшего Советского Союза. Это живая, развивающаяся музыка, поэтому, я убежден, успех обеспечен. Есть группы, отдельные музыканты, которые пытаются воспроизводить исходный аутентичный стиль и исполнять произведение так, как оно звучало в 19 веке. Наряду с этим есть и принципиально иная тенденция — соединять клезмерскую музыку с современным джазом или еще с чем-то. Интерес к этой новой музыке совпал с увлечением этнической музыкой, что, в свою очередь, является частью некоего общего процесса поиска корней, подлинных истоков. Наглядный пример выхода клезмерства из рамок чисто еврейской культуры — одна из лучших питерских групп «Добраночь». Это не клезмерская, а общеэтническая группа: она играет балканскую музыку, музыку восточноевропейских народов — и, конечно, клезмерскую.

В этом году было более сорока участников фестиваля, они приехали из разных городов России — трое были даже из Владивостока, — с Украины, из всех стран Балтии, из Молдавии, одна участница за свой счет прилетела из Америки, другая из Вены. Заявок поступило около 100. Как обычно, желающие прислали в оргкомитет записи своих выступлений, на основании которых проведен строгий отбор участников. В программу включаются только серьезные профессионалы или любители высокого уровня. Около половины нынешних участников попали на фестиваль впервые.

Клезфест — это четыре дня интенсивной учебы: мастер-классы, репетиции, репертуарные занятия, лекции, ежедневные уроки идиша. Причем занятия по идишу проходят в двух группах — начальной и продвинутой. В этом году в продвинутой группе было 15 человек. Одну из полуторачасовых лекций прочла Мария Рольникайте, о музыке вильнюсского гетто. Альперт вел на идише занятия по фольклору.

Однако с самого начала из всех участников выделяется некое ядро, примерно десять музыкантов, которым отводится время на подготовку концертной программы. Правда, времени на репетиции явно не достаточно, поэтому вовсю включается стихия импровизации — музыка рождается на сцене, здесь и сейчас. С подготовленной в таких «полевых условиях» программой эта группа отправляется в концертный тур. В прошлом году питерский клезфест гастролировал в Кишиневе и в Москве. В столице они дали два концерта в клубе «Проект О.Г.И.». Выступления тогда прошли с таким успехом, что на сей раз организаторы клезфеста изменили уже сложившуюся, казалось, традицию: не стали давать концерта в большом зале на Невском проспекте, а, перебравшись в молодежный питерский клуб, устроили что—то наподобие дискотеки под музыку клезмеров.

Но одна традиция остается неизменной: завершающая «Клезфест в Петербурге» ночная прогулка по Неве на пароходе, где уже все участники показывают свое мастерство импровизации.


Опубликовано в газете «Иностранец» от 19 июля 2004 года