ГЛАВНАЯ КЛЕЗФЕСТ 2008 | КЛЕЗФЕСТ 2007 | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА О КЛЕЗФЕСТЕ | ВИДЕО |
ENGLISH |
официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге» |
|
Клезмеры обосновались в ПетербургеЗаписала Наталия ЗУБКОВАЗавершился очередной традиционный «Клезфест в Петербурге» восьмой по счету фестиваль клезмерской музыки. Они играли на свадьбах, бар-мицвах, балах, на праздничных гуляньях и ярмарках. Играли еще в 1415 веках в еврейских общинах Германии и соседних стран. И позже: в 16 веке в Польше, в 17 веке в Праге. Скрипка, кларнет, цимбалы, контрабас, труба, флейта да еще что-нибудь для отбивания ритма барабан с тарелками. Они играли, преодолевая неприязнь иноверцев, и дальше, постепенно перемещаясь с европейского Запада на Восток, к Украине, Польше, Литве, Галиции, Бессарабии. Победное это шествие еврейских напевов продолжалось аж до начала ХХ века, избавляясь по мере этого движения от барочных оборотов и насыщаясь национальной мелодикой тех народов, с которыми их сводила судьба немцев, украинцев, поляков, румын. Так рождалось самобытное, своеобразное искусство со своими жанрами, формами, стиль и манеры музицирования. Экспрессия, неожиданные смены темпа, внезапные сольные импровизации эта музыка, подобно языку идиш, была своеобразным музыкальным диалектом, понятным и близким слушателям. Многие поколения наших предков выросли на этой музыке, впитали ее в себя точно так же, как язык, на котором они говорили. Потом все оборвалось, ушло, стало забываться: погромы, войны, революции. Клезмерство становилось ветвью фольклора. Рассказывает Александр ФРЕНКЕЛЬ директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга, директор фестиваля «Клезфест в Петербурге»: Прошедший недавно «Клезфест в Петербурге» по всеобщему признанию самый удачный за все последние годы. Во-первых, благодаря поистине звездной команде преподавателей. Из Нью-Йорка к нам приехал Майкл Альперт, известный клезмерский вокалист и полиинструменталист, фольклорист, ученый, лучший в мире специалист по еврейскому народному танцу, участник многих ансамблей. Его самый знаменитый клезмерский коллектив носит название Brave Old World (Старый добрый мир). Приехал замечательный кларнетист из Берлина Кристиан Дэвид не еврей, а немец, одна из крупнейших величин в мировой клезмерской музыке. Дэвид играет в разных ансамблях, но у него есть и своя группа «Хупэ», что в переводе означает то же самое, но привычнее произносится «хупа». Из Нью-Йорка приехал Лорин Скламберг, вокалист и аккордеонист, лидер другой знаменитой группы «Клезматикс». И наконец Стас Райко, скрипач, бывший харьковчанин, ныне житель Гамбурга, основатель группы «Харьков-клезмер-бэнд», лучшей на бывшем постсоветском пространстве. Во-вторых, весьма характерен возрастной диапазон участников: самым юным музыкантам, Льву Зильберману из Челябинска и Матвею Гордону из Питера, по 18, оба вокалисты, поют на идише. А самому маститому, Аркадию Гендлеру из Запорожья 82. Он народный идишский певец, автор песен постоянный участник питерских клезфестов. На этом фестивале случилось, можно сказать, открытие. А дело было так. Я давно мечтал вернуть к жизни старую идишскую песню «Майн Петроград». Песня эта не была опубликована, найти исходную рукопись мне не удалось, хотя я честно искал ее по всему миру и в свое время даже наткнулся на одну запись. Правда, расшифровать толком ее не удалось что-то неразборчиво, что-то больно коряво, да и исполнитель, видно, пел по памяти и чего-то напутал. И тут является Гендлер, в 6 утра я его встречаю на Московском вокзале, по дороге жалуюсь ему, что вот, дескать, песню эту никак не могу найти. Оказалось, что Гендлер пел ее в 1930-е годы в домашнем кругу. Вся семья его погибла в гетто в Бесарабии, он единственный уцелел. И он вспомнил почти всю песню, а что запамятовал, то досочинил. За время семинарской части фестиваля музыканты песню аранжировали, а на заключительном концерте Гендлер исполнил этот городской романс 20-х годов «Майн Петроград», и он был принят на ура. По окончании клезфеста был традиционный тур, в этом году музыканты дали концерты в Белоруссии в Минске, Могилеве. И везде эту песню пел Фима Черный, она, как говорится, пошла в народ, и, вполне вероятно, станет своего рода гимном «Клезфеста в Петербурге». Клезмерская музыка это в широком смысле вся музыкальная традиция еврейского местечка. Волна эмиграции конца 19 начала 20 веков унесла за океан и клезмерскую музыку. Но с упадком идишской культуры она и там стала помаленьку забываться. Только в середине прошлого, двадцатого, столетия неожиданно проснулся новый интерес. Майкл Альперт был у истоков этого возрождения. Попутно под понятие «клезмерской музыки» стало подверстываться все: и инструментальная традиция собственно клезмеры, и песни на идише, и нигуны хасидские напевы без слов. Чем дальше, тем больше эта музыка приобретает популярность, на Западе выходят компакт-диски, в самых престижных залах проходят концерты. Но, пожалуй, одним из убедительнейших признаков возрождения стала растущая популярность клезмерской музыки среди неевреев как слушателей, так и исполнителей. В Австрии, например, есть сейчас известная группа «Гоим» в самом названии подчеркивается именно эта особенность: ее участники неевреи. У нашего педагога Криса Дэвида тоже была когда-то группа, которая называлась «Клезгоим». Кстати, Дэвид прочел на клезфесте лекцию «Поиск национальной идентичности в клезмерлэнде» с подзаголовком: «Где ты взял такие ботинки?». Дело в том, что Дэвид выходит на сцену в весьма экзотических башмаках с загнутыми носками, не обратить на них внимание невозможно. Свою лекцию Дэвид начинает с объяснения, почему он выступает в таких башмаках. Оказывается, раньше, когда он выходил на сцену, его обязательно спрашивали: почему ты, немец, играешь клезмерскую музыку? Ему это надоело, и он добыл где—”то такие прикольные штиблеты и все тут же перестали доставать его с его нееврейским происхождением и стали спрашивать: «Где ты добыл такие клевые ботинки?». После этой байки пошел уже вполне серьезный разговор. В известном смысле начало возрождения клезмерства в бывшем СССР положил наш «Клезфест в Петербурге». В числе его инициаторов и основателей были многие мои друзья, а также блистательный музыкант из Казани, ныне покойный Леонид Сонц. Девизом, задачей этого начинания было и остается возвращение клезмерского искусства по месту его рождения: в Восточную Европу, в страны бывшего Советского Союза. Это живая, развивающаяся музыка, поэтому, я убежден, успех обеспечен. Есть группы, отдельные музыканты, которые пытаются воспроизводить исходный аутентичный стиль и исполнять произведение так, как оно звучало в 19 веке. Наряду с этим есть и принципиально иная тенденция соединять клезмерскую музыку с современным джазом или еще с чем-то. Интерес к этой новой музыке совпал с увлечением этнической музыкой, что, в свою очередь, является частью некоего общего процесса поиска корней, подлинных истоков. Наглядный пример выхода клезмерства из рамок чисто еврейской культуры одна из лучших питерских групп «Добраночь». Это не клезмерская, а общеэтническая группа: она играет балканскую музыку, музыку восточноевропейских народов и, конечно, клезмерскую. В этом году было более сорока участников фестиваля, они приехали из разных городов России трое были даже из Владивостока, с Украины, из всех стран Балтии, из Молдавии, одна участница за свой счет прилетела из Америки, другая из Вены. Заявок поступило около 100. Как обычно, желающие прислали в оргкомитет записи своих выступлений, на основании которых проведен строгий отбор участников. В программу включаются только серьезные профессионалы или любители высокого уровня. Около половины нынешних участников попали на фестиваль впервые. Клезфест это четыре дня интенсивной учебы: мастер-классы, репетиции, репертуарные занятия, лекции, ежедневные уроки идиша. Причем занятия по идишу проходят в двух группах начальной и продвинутой. В этом году в продвинутой группе было 15 человек. Одну из полуторачасовых лекций прочла Мария Рольникайте, о музыке вильнюсского гетто. Альперт вел на идише занятия по фольклору. Однако с самого начала из всех участников выделяется некое ядро, примерно десять музыкантов, которым отводится время на подготовку концертной программы. Правда, времени на репетиции явно не достаточно, поэтому вовсю включается стихия импровизации музыка рождается на сцене, здесь и сейчас. С подготовленной в таких «полевых условиях» программой эта группа отправляется в концертный тур. В прошлом году питерский клезфест гастролировал в Кишиневе и в Москве. В столице они дали два концерта в клубе «Проект О.Г.И.». Выступления тогда прошли с таким успехом, что на сей раз организаторы клезфеста изменили уже сложившуюся, казалось, традицию: не стали давать концерта в большом зале на Невском проспекте, а, перебравшись в молодежный питерский клуб, устроили что—то наподобие дискотеки под музыку клезмеров. Но одна традиция остается неизменной: завершающая «Клезфест в Петербурге» ночная прогулка по Неве на пароходе, где уже все участники показывают свое мастерство импровизации. |