Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

КЛЕЗМЕРЫ ГАСТРОЛИРУЮТ ПО РОССИЙСКИМ КЛУБАМ

Лев Кричевский

Карьеру Станислава Райко изменила увиденная им как-то видеозапись выступления клезмеров. «Я увидел одну видеозапись и понял, что это — мое», — говорит харьковчанин. Музыкант рассказал, что после он начал слушать старые записи восточноевропейской еврейской фольклорной музыки. В конце 90-х Станислав Райко, получивший классическое консерваторское образование, создал клезмерский ансамбль под названием «Харьков Клезмер Бэнд».

«Клезмер — это команда, это то, чего я не мог найти в классическом оркестре», — сказал он, сидя в полутемном зале московского клуба за несколько минут до выхода на сцену. А уже на сцене Райко объявил популярную мелодию «Нох а глезл вайн», которая, как он сказал, «всегда звучала на еврейских свадьбах в Украине, в Молдавии, в Штатах — везде, где есть евреи».

В начале июля Стас Райко вместе с четырьмя десятками музыкантов и вокалистов со всего бывшего Советского Союза принял участие в Седьмом ежегодном КлезФесте в Санкт-Петербурге.

Это мероприятие, детище Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга, включает мастер классы, уроки идиша и многочисленные возможности для музыкантов и певцов поиграть вместе. Нынешний фестиваль впервые в своей истории перерос масштабы чисто петербургского мероприятия, завершившись концертами участников КлезФеста в Москве и Кишиневе. Большинство профессионалов этого жанра высоко ценят роль КлезФеста в деле возрождения клезмерства в бывшем СССР.

Каждый год на фестиваль приглашаются западные исполнители клезмерской музыки, которые учат своих восточоевропейских коллег музыкальному мастерству — хотя у некоторых из местных музыкантов за эти годы уже накопился солидный опыт исполнения идишской фольклорной музыки.

«Так здорово, что люди могут так открыто и гордо заниматься тем, что составляет их корни», — сказала Алла, 18-летняя студентка Московского архитектурного института, которая пришла на московский концерт со своими еврейскими и нееврейскими сокурсниками.

«Я заметил, что эту музыку легко воспринимает любая аудитория. Возможно, пожилые люди — более благодарные слушатели, тем не менее, все, у кого есть еврейские гены, будут топать ногой под звуки этой красивой, открытой, простой и очень танцевальной музыки», — сказал Райко.

Российский КлезФест оказался столь успешным, что группа энтузиастов из Украины недавно и у себя организовала похожее ежегодное мероприятие. Украинский КлезФест этого года пройдет под Киевом в конце августа. Оба фестиваля получают основную финансовую поддержку от нью-йоркского Фонда развития еврейских общин.

«Мы рады приветствовать вас в этом прокуренном клубе, — певец Ефим Черный, отложив сигарету, обратился к толпе, набившейся в подвальное помещение московского клуба О.Г.И. — Сейчас мы попробуем пробиться к вам сквозь этот дым с нашими еврейскими песнями».

Клуб в центре Москвы уже не первый год известен как одна из ведущих столичных площадок для исполнителей музыкального авангарда, джаза, фолка и акустического рока. Но в одну из последних пятниц клуб (во второй за три недели раз) был отдан в распоряжение еврейских музыкантов, исполнителей идишской фольклорной музыки. Один из менеджеров клуба сказал, что оба вечера собрали столько же зрителей, сколько обычно собирает любой из местных музыкантов, часто выступающих в клубе и имеющих здесь постоянную публику.

Многие пришли послушать Псоя Короленко, популярную фигуру московского андеграунда, который в песни собственного сочинения часто вплетает элементы идишского фольклора. Певец уже второй год участвует в КлезФесте. На концерте в О.Г.И. крепкий бородач в бейсболке с надписью «Бруклин» исполнил хасидскую песню в необычной ритмической аранжировке и коллаж из полдюжины разноязычных вариантов идишского шлягера «Бай мир бисту шейн».

Другим «гвоздем» вечера его устроители сделали выступление Аркадия Гендлера, 81-летнего уроженца Молдовы. Переживший Холокост энтузиаст идишской песни, Гендлер, благодаря КлезФесту недавно записал компакт-диск, выпущенный одним из калифорнийских музыкальных лейблов.

Певец Матвей Гордон был представлен публике «как патриарх молодежной клезмерской музыки». 16-летний школьник из Санкт-Петербурга сказал, что выучил первую песню на идише в воскресной школе, когда ему было 5 лет. «Четыре года назад я начал учить более серьезно идиш, заниматься еврейской традицией. Конечно, можно просто выучить слова песен, но, думаю, важно пойти чуть дальше этого».

Евгений Хаздан, питерский композитор и художественный руководитель КлезФеста, считает — прежде всего от возрождения клезмерства выигрывают еврейские общины, хотя у этого движения появилась и другая цель. «Мы стараемся сделать эту музыку — от традиционных идишских песен до хасидского фольклора — частью этнической музыкальной сцены». Хаздан считает, что питерская и московская клубные сцены уже вполне готовы постоянно приглашать еврейских музыкантов. «А пока, — говорит Хаздан,— ежегодный фестиваль остается важной частью еврейской жизни Санкт-Петербурга. Мы иногда смеемся, что в Питере есть две еврейские вещи, о которых знают почти все — синагога и КлезФест».


Опубликовано в газете «Дайджест-Е» №8 за 2003 год

В оригинале опубликовано по-английски агентством JTA